zamok_garibaldi (zamok_garibaldi) wrote,
zamok_garibaldi
zamok_garibaldi

Category:

Замок Гарибальди. Проект. Часть 2. Стилистика и дизайн

С разрешения автора - художника Сергея Каренгина (zakshi) - публикуем его обзоры по истории создания "Замка Гарибальди". Оригинал находится здесь.
Фотографии относятся к 2010-1012 гг. - периоду проектирования и строительства главного здания и флигеля.

Стилистика и дизайн. Как Замок старился

Предыдущий обзор:
1.Общее описание. Хронологическая привязка частей замка. Архитектурная легенда



Западный фасад замка. Виден зубчатый парапет с бойницами, который ограждает открытую террасу.
Строительный процесс еще продолжается.

Первоначально, еще до стадии архитектурного проектирования, гостиница предполагалась к исполнению в стиле английского замка. Точнее, в виде постройки загородной резиденции замкового типа, с элементами развалин, оставшихся от более раннего сооружения оборонительного характера. Однако идея с развалинами пока развития не получила, хотя для них и были заготовлены фундаменты.

Архитекторская группа под руководством Валерия Сеглина, в тесном сотрудничестве с заказчиком, спроектировала гостевой дом в стиле замков эпохи Романтизма (XVIII-XIX в.), используя в работе французские, испанские и португальские прототипы. На мой взгляд, здание получилось гармоничным, с узнаваемым индивидуальным обликом. Удачной находкой архитекторов, как мне кажется, стали сдвоенные башни, размещенные на углах и разработка сложной крыши. Интересными получились и силуэты фасадов, и трехмерный вид замка. По-моему, свою часть работы архитекторы выполнили на пять.

Безо всякого сомнения окончательный вид замка определял заказчик. Его слово всегда было решающим по всем проектным и дизайнерским предложениям, из которых он выбирал то, что ему наиболее близко. Он сам постоянно генерировал идеи в процессе проектирования. Он постоянно присутствал на стройке, где решал множество незаметных на первых взгляд задач и вносил изменения, которые считал необходимыми. Из глобальных вещей он придумал главную башню замка (рабочее название "Донжон") и поднял Парадную башню почти на два метра от проектного уровня, что, конечно, сказалось на общем виде замка. И это всего лишь два примера из того множества идей, которые сказались на внешнем виде замка. То есть он постоянно всеми возможными способами приближал реальный облик замка к тому образу, который он себе представлял. Ну и без его дотошности и привычки во всем самому разбираться и терпеливо доводить дело до логического завершения замок таким бы не получился.


Горгулья (слева) на Гранёной Башне, пинакль (справа) на верхушке контрфорса и окно третьего этажа
вдали. В пинакле под крышей будет свет.




Когда заказчик предложил мне попробовать заняться дизайном фасадов, он четко изложил свое представление о том, как должна выглядеть отделка гостиницы. По его замыслу должно получиться здание не просто похожее на европейский замок. Оно должно действительно выглядеть, как старинный замок. Крыши заказчик с самого начала планировал только сланцевые. Окна первого, второго и третьего этажей архитекторы наметили стрельчатыми. Было понятно, что основная картина здания должна складываться с готическим или неоготическим сюжетом. Вначале меня немного смущали люкарны (слуховые окна четвертого этажа), которые были спроектированы архитекторами и к началу работы над проектом уже были готовы в материале. Но потом стало ясно, что они как раз на своем месте, и именно они натолкнули меня на мысль, что можно не просто покрыть фасад подходящим декором, а с помощью дизайна создать живую "историю" замка.  Так собственно и родилась легенда, о которой я упоминал в первом обзоре. Вообще такие легенды очень помогают в работе над проектами. Легенда всё расставляет на свои места, она вносит определенность. А там, где есть определенность, работать легко и приятно.


Видны окна второго и третьего этажей северного фасада. Бронзовые дракончики держат фонари. В
окнах уже вставлены витражи.


Мне показалось, что было бы интересно увеличить возраст замка сверху вниз и на уровне первого этажа дотянуться до отметки 14 века. Заказчик на это предложение согласился. Тут надо заметить, чем грозило подобное углубление. Дело в том, что ощущение исторической достоверности возможно только в том случае, если имитация основывается на аутентичных технологиях. Настолько, насколько это, конечно, практически возможно и оправдано.  Подобный подход напоминает принцип реставрационных работ, связанных с восстановлением исторических памятников. Но строить гостинично-развлекательный комплекс с таким уровнем привлечения исторического материала и с применением сложных в декоративном плане технологий решится далеко не каждый. Стало понятно, что это потребует особого подхода и кропотливой работы не только  от скульпторов и художников, имеющих навыки исторических имитаций, но и от мастеров обычных специальностей, которые будут участвовать в этом проекте, потому что все детали должны соответствовать целому. Согласитесь, это довольно нетипичный подход для коммерческого проекта в наше время.
Но вернемся к стилистике и дизайну. Подробно стилевые характеристики разных элементов дизайна я буду рассматривать в обзорах по конкретным, наиболее интересным местам замка. А здесь я постараюсь изложить общие и принципиальные мотивы, которые легли в основу дизайн-проекта.


Вид на южный фасад. Интересно, что при разном освещении настроение замка меняется.

Итак, в процессе работы хронологическая история замка еще более усложнилась (что в дальнейшем повлекло за собой заметное оживление фасадов). Временны́е рамки естественным образом диктовали стилистику. Основная площадь фасадов, как я уже говорил, несет на себе отпечаток эпохи готики, причем по легенде охватывается период от ранней готики до поздней с плавным перетеканием во времена Возрождения и далее. Тут с самого начала обозначился животрепещущий вопрос - Франция или Англия? Хотелось конкретики и не хотелось отдаляться от очага готической культуры. Думаю, ни для кого уже не секрет, что французская готика отличается от английской, как аббат Сугерий от Гуго Линкольского. Тогда ведь проектированием тоже занимались обычные люди, и каждый из них имел собственное представление о том, как ему гнуть аркбутаны. Плюс к этому, имеет значение региональный колорит, узнаваемый и своеобразный,  как отпечаток пальца, рисунок которого складывается из множества местных особенностей.  В итоге национальный вопрос был решен компромиссно - использовать в оформлении декоративные элементы разного происхождения. Как если бы замок строил английский архитектор, находившийся под сильнейшим впечатлением от французской готики. Либо приглашенный французский архитектор строил в Англии с помощью мастеров интернациональной бригады. Или же француз с англичанином это делали по очереди. Исторически такой подход имеет полное право на существование. И времени на пересменку у них было достаточно, ведь история замка насчитывает не менее шестисот лет.  В дальнейшем этот принцип был применен и в отношении дизайна других строений комплекса.
Многие уже как-то смирились с тем, что готику породил настоятель аббатства Сен-Дени.  Пальму  здесь у него отбирать никто и не собирается, но справедливости ради надо сказать, что готика возникла не на пустом месте и не вдруг. И вот понимание того, что архитектурные стили неразрывно связаны, что они эволюционируют один из другого, порождая при этом некие промежуточные варианты, тоже нашло отражение в элементах декора.


Северные контрфорсы открытой террасы. Практически все водометы
с горгульями действительно работают. В арках на стене справа видны
загадочные барельефы, "собранные из осколков, найденных при раскопках".


Общее впечатление от замка складывается не только за счет его макроформы и декоративных элементов. Большую поверхность его корпуса занимает кладка. Казалось бы, простая вещь. Понятно, что зрительно она объединяет все здание. Но, кроме того, она несет в себе определенную информацию. В первую очередь имеет значение материал, из которого сделаны блоки. Известняк, песчаник или гранит дадут совершенно различное по ощущениям прочтение экстерьера. И не только из-за цвета. Если вы предъявите замок, сложенный из гранита, специалисту и скажете, что он построен в духе замков долины Луары, это скорее всего вызовет у него вопросы. Кладка обычно несет на себе следы обработки вполне конкретными инструментами: пилами, троянками, бучардами и т.д. Пиленый камень вы всегда отличите от тесаного. И характер обработки несомненно должен соответствовать историческим или географическим признакам. Распиловка современными дисковыми пилами, например, оставляет вполне узнаваемый след, и блоки, обработанные таким способом, конечно, не годятся для имитации древнего сооружения. Важен также и способ укладки камня. Об использовании двух различных типов кладки для усиления эффекта разнородности строения я уже говорил в прошлом обзоре. Более молодая часть замка сложена рядовой кладкой из светлых известняковых блоков. Более старая часть сложена модульной кладкой из темных блоков грубой тески. Грубая  и темная кладка неосознанно воспринимается как более старая, она кажется более массивной, дикой, древней и основательной. По легенде наиболее старая часть замка - это цоколь. Он выложен мощными разноразмерными блоками темно-серого кремнистого известняка, имеющего характерные сколы для этого типа камня.


Декоративная консоль арки окна первого этажа. Видно, что фасад начинают помаленьку обживать.

Есть еще одна составляющая дизайна, особенно важная для имитации древних построек. Дело в том, что все материалы, которые используются в строительстве, подвержены старению. Время оставляет свои  следы, которые также сильно влияют на наше восприятие, как и цвет или фактура камня. Обычно вам даже не нужно выделять для себя какие-то специфические признаки, но вы сразу понимаете, что перед вами старинное сооружение. Так что же это за следы?
По легенде, замок сложен из известняка. А известняк со временем начинает менять свой внешний вид, он разрушается и обрастает различными поселенцами. Тут надо сразу заметить, что на самом деле замок построен из современных и надежных материалов. Имитация известняка, так же как и его старение, выполнена исключительно за счет художественных приемов. Итак, обычно старение известняка происходит под влиянием нескольких факторов - биологических, вызванных воздействием живых организмов и небиологических, вызванных всем остальным.


Ряд окон cеверной стороны.

Варварское поведение гуманоидных вандалов мы тут рассматривать не будем в виду отсутствия в проекте развалин. Для начала перечислим некоторые типы биологического воздействия.
1. Лишайники. Эти организмы являются симбионтами - они образованы водорослями и грибами, и представляет собой, хоть и плоское, но вполне заметное глазом  тело. Если имеются подходящие условия для их жизни, они с удовольствием поселяются на стенах и крышах домов. Растут они чрезвычайно медленно, вреда от них мало, хоть они и выделяют в процессе своей жизнедеятельности немного кислоты, которая подтравливает поверхность известняка. Для нас интересно то, что своим присутствием они создают цветовой или фактурный аспект на поверхности строений, говорящий о том, что здание достаточно старое.
2. Грибы. В нашем случае это не подберезовики и не подосиновики. Это такой черный, темно-серый или сизый налет, или же белесый мицелий, который появляется при благоприятных условиях. Грибы растут очень быстро. Знающие люди говорят, что грибы наносят архитектурным сооружениям наибольший вред из всех микроорганизмов. Они разрушают даже стекло, бетонные и стальные конструкции. Что уж говорить о таких пористых материалах, как известняк, органику которого они используют в своем рационе. Всякая плесень неблагородного вида из дизайн-проекта была категорически исключена, но имитация черного налета в подходящих местах фасадов использовалась неоднократно.
3. Микроводоросли. Для нас были интересны микроводоросли рода Плеврококк (лат. Pleurococcus) и рода Хлорококк (лат.Chlorococcus), которые образуют заметные зеленые налеты, «замшелость»  на стволах деревьях, на почве, скалах и сооружениях в тех местах, где присутствует влага. При высыхании они меняют окраску с ярко-зеленой на темную.
4. Бактерии, живущие на известняках, косвенно влияют на разрушение камня. Сапрофитные бактерии образуют углекислоту и другие органические кислоты. Углекислый кальций СаСО3, из которого состоит известняк, вступает в реакцию с углекислотой  и образует двууглекислый кальций Ca(HCO3)2, который растворяется в воде. Серобактерии окисляют соединения серы до серной кислоты. Нитрифицирующие бактерии способны окислять азотсодержащие соединения, которые имеются в воздухе до азотной кислоты. А кислоты, как известно, являются мощным разрушающим фактором по отношению к известняку.  Для нас, собственно, интересны только последствия кислотных разрушений, которые проявляются в виде фактурных и цветовых изъянов камня.


Главная Башня замка (рабочее название "Донжон"). Здесь хорошо
заметны "следы времени".


Теперь несколько слов про основные  небиологические факторы.
1. Химическое разрушение известняка. Про воздействие кислот только что упоминалось. Однако кислоты образуются не только в результате жизнедеятельности организмов, но и при химических реакциях, происходящих в окружающей среде. Например, диоксид серы SO2, один из газов, наиболее сильно загрязняющий атмосферу, при окислении в атмосфере кислородом постепенно образует аэрозоль серной кислоты. Серная кислота  разрушает известняк с образованием гипса. Гипс, в отличие от известняка, легко растворяется в воде. Если пораженные зоны камня скрыты под карнизами или другими укрытиями, в гипсовых «щетках» накапливается грязь, сажа, прочие минеральные компоненты, что приводит к образованию так называемых сульфатных корок черного цвета (black crusts). Они плотные и жесткие. Обычно под этими корками процесс разрушения камня продолжается. Объем кристаллов гипса увеличивается и таким образом создается давление, которое отрывает сульфатные корки, катастрофически изменяя вид камня. Если камень с кислотными повреждениями омывается потоками дождевой воды, то грязь вымывается, и мы видим белые гипсовые участки крошащегося камня. Похожим действием, хоть и не столь разрушительным, обладает углекислый газ, который постоянно присутствует в составе атмосферы. И следы этого разрушения мы можем увидеть практически на всех фасадах старинных строений.
2. Благородная патина. Со временем камень темнеет не только от загрязнения, но и от образования на его поверхности естественной тонкой уплотненной пленки сложного состава, которая называется «благородной» патиной. Обычно оттенки этой пленки имеют приятную для глаза гамму.
3. Высаливание. Часто на фасадах, в местах подверженных воздействию воды, образуются высолы. Обычно в таких местах появляется налет белесого цвета, который состоит из  кристаллизующихся растворимых солей, вымываемых из  массы камня или из связующего раствора. При увеличении объема кристаллов в закрытых лакунах, они механически разрушают камень. Для проекта было интересно в первую очередь отметить характерные места на фасаде, где теоретически возможно появление белого «солевого» налета на поверхности камня.
4. Эрозия. Колебания температуры, механическое воздействие различных частиц, переносимых ветром, физическое воздействие воды - все это приводит к различным характерным повреждениям камня.
Вот основные причины изменения внешнего вида камня и его старения.  Это как раз то, что создает впечатление древности сооружения. И все это, конечно, нужно было постараться учесть в художественной отделке. Хорошо, что над воплощением декоративного облика замка трудилась группа художников под руководством Алексея Чебоксаринова, которые с любовью и со знанием дела смогли выполнить эту необычную работу.


Фрагмент схематической модели из дизайн-проекта. Здесь показаны места возможного появления высолов и отмечены зоны, заселенные микробионтами. Различия между свежей кладкой и старой здесь не показаны. Так же, как и степень общей разрушенности старой кладки.

Какое-то время я пытался сформулировать краткую характеристику замка с точки зрения стилистики и дизайна. Но с этим есть объективные трудности. Про замок формально можно сказать, что это готический замок или неоготический. Или что это имитация в стиле замков эпохи романтизма. Но ни один из этих вариантов не отражает сути этого сооружения в полной мере. Его просто нельзя втиснуть в рамки какого-то определенного стиля. Можно было бы сказать, что это историческая реконструкция гипотетического замка с применением  современных материалов. Но это лишь часть технической информации. И вот в какой-то момент до меня дошла наконец простая и очевидная мысль. У этого уникального сооружения есть собственное имя - замок "Гарибальди". С именем замку повезло. Заказчик назвал его так в честь своего отца. И мне кажется, что имя как раз охватывает все это множество деталей и нюансов. Замок сразу предстает перед глазами цельным и во всем своем многообразии. А все подробности о стилях - это для долгого разговора. Ведь стоит только остановиться взглядом на каком-нибудь из элементов декора и он начинает рассказывать всякие сказки о своих путешествиях и превращениях. © Каренгин С.В. 2013



Tags: Сергей Каренгин, архитектурный проект, готический стиль, неоготика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments